Поиск:
На главную   Контакты   Оглавление
У нас есть
Электронный каталог
Проекты
События
Конкурсы
"Это едино и свято: Родина, память, язык"
Архив
"Мне нужна эта книга"
КЛУБ.RU
Международная конференция "Через библиотеки - к будущему"
Писатели-юбиляры
Молодежные организации КК
2020 Интернет-форум

Навигация
О библиотеке
Дополнительные услуги
Методические заметки
О И.Ф.Варавве
Отделы библиотеки
Новинки
Госуслуги
Электронные ресурсы
Независимая оценка качества
Противодействие коррупции
Официальные документы
Интернет-форум (Архив)
Нам ВАЖНО Ваше мнение
Территория искусств
Галерея читательской славы
Бесплатная юридическая помощь
Контакты
Карта сайта
 

Авторизация
Регистрация
Логин
Пароль
Запомнить
   забыли?

Подпишитесь на рассылку
Посещаемость

 


Поэтическая палитра Ивана Вараввы


 Солодкая Маргарита Борисовна,

доцент кафедры литературы
Краснодарского государственного
университета культуры и искусств,
кандидат исторических наук
 
Творчество Ивана Фёдоровича Вараввы богато разнообразием тем, жанров, художественных форм. Лирическая песня, героическая баллада, народная комедия из жизни кубанских казаков начала ХIХ века – всё органично и ярко, глубоко трогает душу читателя. Легко определяются главные темы его творчества, так как их формировала сама жизнь поэта: это тема родной Кубани, её истории и современной повседневности, и тема Великой Отечественной войны.
            Рождённый в казачьей семье, вынянченный в «байде колыбели» под бабкины песни «своей родимой стороны», он навеки усвоил образный песенный строй народного языка. «И эта песнь чубатых предков во мне смеялась и жила», – так объясняет поэт источник любви к казачьему фольклору, который взрослым человеком собирал долгие годы. Конечно, он сам задавался вопросом, откуда явилась в жизни обычного станичного хлопца поэтическая муза? И отвечал в стихах:
 
Где начало моё?..
В сердце радужном
Радостной мамы.
В материнских слезах,
На её молчаливых устах.
 
А заканчивал мысль, объединив как в нерасторжимое понятие два самых важных начала в человеческой жизни - Мать и Землю:
 
Моя славная мама,
Как и все беззаветные люди,–
Беспредельна и вечна,
Как вечна под солнцем земля.
 
            Эта кровная, генетическая связь определила особенность, узнаваемость произведений поэта.     Земля Кубани – степи, курганы, предания заветной старины о мужестве и доблести казачьей, вольные кони, сильные люди. Вот где источник его вдохновения!  
            Описания природы в его произведениях красочны, объёмны, сюжетно выстроены так, что вписываются в само мироздание.  Это очевидно, если рассмотреть как пример образную систему  стихотворения «Степь». Словесно создана картина былинного, беспредельного раздолья. Поэт выстаивает её, как живописец, располагая пейзажные элементы согласно рельефу местности: внизу – ручей, выше – равнина степи, ещё выше – могучие травы, и, наконец, стройные пирамидальные тополя, способные «шевелить» небо, и ветер, поднявший выше тополей молодого орла. 
 
Даль без края, ширь степная!
У криницы тополя
Шелестят не умолкая,
В небе тучи шевеля.
…Степовой горячий ветер
Бросил орлика в зенит.
Степь да степь на белом свете
Дышит зноем и молчит.
 
Но степь в поэзии Вараввы не молчит, она звенит спелым колосом, поёт голосами «звонкой речки», птицы «иволги» и – прекрасными стихами автора, которого взрастила и вскормила своим хлебом. А он в её просторе почувствовал связь жизненных стихий: Солнца, Земли, Воды, Неба – огромного космического пространства, в котором существует  человек.  
            От многих современных поэтов Варавву выгодно отличает творческое отношение к языку, естественное словотворчество, не противоречащее языковым правилам. У него река – забурунилась, кущи – бурьянистые, храмы – курганятся, волны – чубарятся, лето – меднозвонное, в окопе – теснота и дымота, конь – черногривец, «зимовейко (пурга) хохочет в лицо», трава –«травица». Каждое из названных слов рождает неповторимый образ.
            Поэт часто использует слова из местного говора, сложившегося после переселения украинских казаков на Кубань в конце ХVIII века, что стало одной из этнических особенностей кубанцев. Много таких слов в стихотворениях Вараввы: «вже (уже)», «заграй (заиграй)», «кожушина» (тулуп) и т.д. Они создают неповторимый колорит и отражают участие украино-язычного элемента в народной культуре сегодняшней Кубани.                          
             Погружаться в его образную систему радостно, потому что всё узнаваемо, но неожиданно. Пример – картина морозной бури, созданная с помощью снежных «коней»:             
 
И вьюжные кони грызут удила,
Сбивают по свету подковы.
 
Сколько в нашем воображении возникает действий: буря рвёт, бьёт, ревёт, неистово закручивает воздух! Но нет в этом поэзии, в отличие от процитированных стихов. 
            Или поэтичное изображение водопада одновременно как извозчика и как лошадиной упряжи: «Тяжёлые струи в вожжах водопада…». Удивительно работает воображение автора: чуткий читатель может представить себе эти вырывающиеся из рук туго натянутые «вожжи».
            Часто самый незначительный, казалось, образ Варавва превращает в многоговорящий, переводит его от индивидуального смысла – к общему, от сиюминутного – к эпическому:
 
На тонкой бадылке колышет снега
Когтистая чёрная птица. –
 
Всего лишь множественное число слова «снег» создаёт масштабность, былинную значимость картине, а цвет «когтистой» птицы – вносит в неё трагическую, тревожную ноту.
            Неизбывное горе человека поэт может передать одной скупой строчкой: «И голосно и горестно заплакал», – здесь для этого он использовал сочетание общеупотребительного наречия с неологизмом. Такая поэтическая смелость и создаёт дорогую в творчестве лаконичность.
            Огромную, непредвиденную молодым сознанием будущего поэта роль сыграла в человеческой и творческой жизни Ивана Вараввы Великая война, которая обрушилась на его Отечество в июне 1941 года. Ему было всего 17 лет, когда на глазах  привычный миропорядок мгновенно превратился в прошлое:
 
Всё было в жизни у меня:
Свой кров, и дом, и сад.
Моя семья, моя родня –
Во всём свой лад
И склад.
 
В испытаниях войны «горели наши лучшие годы», напишет он позже, но в огне рождалось мужество солдата, защитника не только России – всей «планеты Земли», сформировалась и закалилась личность. Здесь же наполнялась новыми особенностями  образная система молодого поэта.
            Предметный мир теперь воспринимался через военные впечатления. Так небольшой снаряд, бросаемый рукой, превращается в «возмездие», которое воин несёт врагу «в спрессованном громе гранаты». Солдат перед боем готовит оружие, оснащая его пулями, но они не названы, а «подсказаны» метафорой: «Пять смертей вбиваю я в винтовку, / Сто смертей – в подсумке берегу». А вот по фронтовой дороге движется военная часть с «пушками, машинами, повозками». Это техника, бесчувственный металл, поэту достаточно перечисления. Зато о пехоте, собственными ногами «перемерившей пол-Земли», поэт говорит по-другому: «И пехотные роты / Несут на плечах небосвод». Снова метафора, но такая, что рождает высокий эмоциональный накал, создаёт ощущение значительности момента, возвышенное, романтическое впечатление эпохальных событий. Действительно, понимаешь и тяжесть ратной работы солдата-пехотинца (каково нести небо!), и беспримерное мужество, которое они проявляют.
            Война навсегда вошла в сознание молодого поэта и на долгие годы наполнила его  как тяжёлыми воспоминаниями, так и чувством гордости за воина-солдата, одолевшего всё и победившего, гордости за свою Родину. К началу ХХI века мало их осталось на земле, ратников-освободителей, вышедших мае 1945 года из военной купели. Иван Варавва с горечью сказал о себе в предисловии к авторскому сборнику «Пожары Отечества», который появился в печати в 2001 году: «Я последний поэт Великой войны Отечества». Война и на его теле оставила незабываемые следы, он обещал тем, кто не вернулся: «Я суровую скорбь через годы войны пронесу», – и выполнял обещание всю последующую жизнь.
            Проникшись за годы войны переживаниями и образами войны, Варавва стал невольно использовать как художественный приём сравнения с понятиями из военной лексики: «приказ, как штык», «колоски …звенят, как пули», «мороз грянул… как из пушки-стодюймовки», солдатская песня «зацвела, как сад весенний». Или:
 
Текучая речка 
Лежит в камышах,
Как шашка с насечкой
В суровых ножнах.      
 
            Он находит наполненные метафорического смысла эпитеты, рисующие и военные пейзажи, и ощущения человека на войне: «солнце закопчённое, в дыму», рассвет – «сабельно-свинцовый», военная дорога – «изнурённая», «свисты ветра пулевого», кони (всадники убиты в бою) – «свободой сёдланные», «огонь пекучий».
            Метафорами поэт пользуется постоянно, они выразительно характеризуют события. Вот умирающий казак, у которого «заря по глазам потекла». Вот походные трубы подняли тревогу: «сигнальные трубы в разливе». В звуках боя слышно, как «пулемёт чечётку дробно выбил».
            Или такие примеры:
 
           …дождик-верхолаз
Клевал армейские шинели.
…Пшеницу косят пулемёты…
 
Добрые, домашние, мирные понятия (и занятия) воспринимаются как зловещие по смыслу происходящих событий.
            Создавая картину ночного боя, поэт «оживляет» силы природы, превращая в   деятельных участников событий:
 
Ночь топтала полынь, над жестокостью боя сутулясь,
И звездою украсила сабли кривой рукоять.
 
Конечно, читатель мысленно рисует себе реальную, а не через призму метафоры переданную картину: бойцы вели тяжёлый ночной бой на полынном поле, а звезда – это отблеск на металле, скорее всего, взошедшей луны.
            Выразительны строчки, в которых предвещается Победа, не прямо, а метафорически передающие эту мысль:
 
Мы вышли из битвы тяжёлой и злой,
В живых оставалось нас мало,
Когда наша юность над Эльбой-рекой
Зарю на штыках колыхала, –
 
то есть качала, лелеяла, как малого ребёнка, а «на штыках» – потому что он требовал защиты.  Сами ещё юные, ценой огромных потерь, солдаты приближали зарю новой жизни для народов всего мира, зарю, которая уже явственно засветилась на  Эльбе, немецкой реке, весной 1945 года. Отсюда вышел человеконенавистнический фашизм ещё в 30-е годы, здесь ему и пришёл конец. Именно эту мысль ёмкими словами ярко и романтично передал автор.
            Но страшные картины боя Варавва изображаёт, почти не обращаясь к сложным художественным приёмам, прямо называя факты:
 
…В бою горит железо тяжко,
И лопаются в полыми глаза.
…Я запомнил, как танки на танки идут на таран.
Тихо пятятся задом в смертельной отчаянной драке,
Подминая убитых, оглохших, ослабших от ран
Под свои и чужие железа ребристого траки.
 
            Стихами отмечен путь воина-поэта, начавшийся от родного порога в станице Староминской на Кубани. Он ставил под ними даты и называл места: станица Пашковская под Краснодаром в августе 1942-го, Горячий Ключ, Хадыженск, Туапсе; в 1943 – станица Крымская (кровопролитная битва на «Голубой линии»), Абинск, Новороссийск (Малая Земля), станица Неберджаевская, Кутаис. В 1944 – освобождал Крым, прошёл Румынию, Польшу; в 1945 – Варшава, Венгрия, Берлин.
            Какие чувства испытывает солдат, понимая, что конец войны близок? Об этом правдиво, без ложного пафоса рассказал Варавва в стихотворении «Граница с Германией»:
 
Пехотинцы кричали,
Стреляли и пели,
Батарейцы –
В туманную роздымь глядели.
Миномётчики –
Каски под ноги бросали,
Автоматчики –
Кущи огнём причесали…
Кто-то бился, крестился,
А кто-то ругался,
Что ему этот жребий тяжёлый
Достался.
И сказал политрук,
В ногу пулею раненный:
– Мы стоим на границе
Фашистской Германии…
 
            Иван Фёдорович Варавва войну закончил 20-летним поэтом, а после войны 60 лет помнил, осознавал, возвеличивал народный подвиг. Тема войны, образы войны волновали его и в мирные дни, вплетались в художественное видение жизни, поэтому возникали такие строчки:
 
А поля бескрайние –
Цвета гимнастёрки,
Чистоты зелёных
Воинских погон…
 
Мы понимаем, не только ради обозначения  чистого цвета озимых весенних хлебов приведены «гимнастёрка и погоны», но чтобы одновременно подчеркнуть чистоту помыслов, присущую русскому солдату-воину, защитнику Отечества.
            Рассмотрев ряд примеров использования поэтом некоторых художественных приёмов, хочется подчеркнуть, что для полного раскрытия образного богатства поэзии Ивана Вараввы требуется более широкое и глубокое исследование.
            Завершая статью, ещё раз хочу подчеркнуть, как важны были для поэта (как и для самой России ХХ века) темы Мира и Войны: созидательной жизни человека на земле – и героической защиты её от посягательств разрушительных сил. В стихотворении «Огонь Зееловских высот» он утверждает эту мысль так: 
 
И время взвень сбивает лиру,
Летит к безвестной стороне:
То ль к заповеданному Миру,
То ль к незапамятной Войне.

рейтинг: 3.3/10 ( всего 18 голосов)

Пожалуйста, оставьте свой комментарий к данной статье
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной статье.

Количество просмотров: 1140

Рекомендуем наиболее читаемые ссылки:
«Родное поле было полем боя…»: Великая Отечественная война в песнях на стихи И.Ф. Вараввы [40858]
Каким я знал Ивана Варавву [2179]
Мой дедушка - воин ВОВ [12969]

Ключевые слова для данной страницы: ndash, войны, жизни, Варавва, поэт, Вараввы, под, годы, Кубани, мысль, века, боя, года, событий, через
Версия для печати
Новости в формате RSS

2020-02-21В краевой юношеской библиотеке прошел День патриотической книги

Участниками цикла мероприятий, состоявшихся в рамках акции "Солдатский треугольник" в канун Дня защитника Отечества, стали краснодарские студенты. Ребята познакомились с книгами, фото и видеоматериалами, рассказывающими о периоде фашистской оккупации ...


2020-02-21Старинных улиц трепет вековой…

В ККЮБ имени И.Ф. Вараввы 20 февраля 2020 года для учащихся ГБОУ СОШ № 26 г. Краснодара состоялось мероприятие: виртуальная прогулка по улицам Краснодара. Школьники познакомились с историей застройки города и названий его улиц: Красной, Рашпилевской, ...


2020-02-18Документы особого рода

18 февраля 2020 года в Краснодарской краевой юношеской библиотеке имени И.Ф. Вараввы для студентов Краснодарского информационно-технологического техникума и Кубанского колледжа культуры, экономики и права состоялось мероприятие "Документы особого рода......


2020-02-17Литературно-публицистический патриотический проект "Солдатский треугольник"

Фронтовые письма – уникальные документы военной эпохи и источник информации о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....


2020-02-13Библиотечный Интернет-форум "Код Победы - единство"

Чтобы инициировать интерес юношей и девушек к литературе о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ККЮБ имени И.Ф. Вараввы в 2020 году реализует библиотечный Интернет-форум " Код Победы - единство". ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМА ЗАЯВКИ...


2020-02-12Старт библиотечного Интернет- форума "Код Победы - единство"

Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы 11 февраля 2020 года дала старт библиотечному Интернет-форуму "Код победы - единство". В этот день состоялся вебинар "Литература Великого Подвига"...


2020-02-10Памятный февраль

6-го февраля 2020 года специалистами ГБУК "ККЮБ" для учащихся СОШ № 99 города Краснодара был проведен информационный обзор краеведческой литературы, посвященной освобождению нашего города от немецко-фашистских захватчиков....


2020-02-06Разворот межпланетного магнитного поля: реальность или фейк?

Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы совместно с краснодарским филиалом ПАО "Ростелеком" уже третий год реализует ставший популярным у молодежи Кубани и юга России региональный интеллектуальный проект "IQ выше среднего"....


2020-02-05 Певец родного края

ККЮБ и Межпоселенческая ЦБ Староминского района имени И.Ф. Вараввы при поддержке министерства культуры Краснодарского края и администрации Староминского района 5 февраля провели на малой родине поэта День кубанского кобзаря "Певец родного края"...


2020-02-04А поэта строка – возвеличит сердца…

В Краснодарской краевой юношеской библиотеке имени И.Ф. Вараввы 4 февраля был дан старт литературному фестивалю "Хранители литературной славы казака и поэта Ивана Вараввы", посвященному 95-летию со дня рождения поэта. В литературно-музыкальном празднике ...



Rambler's Top100
Яндекс цитирования