Поиск:
На главную   Контакты   Оглавление
У нас есть
Электронный каталог
Проекты
События
Конкурсы
"Это едино и свято: Родина, память, язык"
Архив
"Мне нужна эта книга"
КЛУБ.RU
Международная конференция "Через библиотеки - к будущему"
Писатели-юбиляры
Молодежные организации КК
2020 Интернет-форум
Виртуальные выставки

Навигация
О библиотеке
Дополнительные услуги
Методические заметки
О И.Ф.Варавве
Отделы библиотеки
Новинки
Госуслуги
Электронные ресурсы
Независимая оценка качества
Противодействие коррупции
Официальные документы
Интернет-форум (Архив)
Нам ВАЖНО Ваше мнение
Территория искусств
Галерея читательской славы
Бесплатная юридическая помощь
Контакты
Карта сайта
 

Авторизация
Регистрация
Логин
Пароль
Запомнить
   забыли?

Подпишитесь на рассылку
Посещаемость

 


Вехи творческого пути


     

     В 1948 году лучшие фронтовые поэты Киевского военного округа правлением писателей Украинской республики были приглашены для участия в работе Второго республиканского съезда Союза писателей Украины. Там Иван Варавва познакомился с автором произведения «Василий Тёркин. Книга про бойца» - Александром Трифоновичем Твардовским. Одна из их встреч состоялась в гостинице «Националь», где Александр Твардовский в узком кругу прочитал свои новые стихотворения из записной книжки. Присутствовали Николай Грибачёв, Аркадий Кулешов, Фёдор Панфёров и они, молодые поэты - Иван Варавва и Владимир Фёдоров. Одним из ярких шедевров прозвучало стихотворение «Я убит подо Ржевом»:

 

Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте,              

В пятой роте, на левом, 

При жестоком налёте.     

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки…

     Ладно сбитый, крепкий собою, дебелый мужик с огонёчком в молодых глазах, на ровном дыхании завершил грохочущим стоном чудные свои стихи. В наступившей тишине, чуть-чуть смутившись, смахнул со щеки предательскую болевую слезу. А они, большие и малые командиры Великой войны, сурово молчали, охваченные жесткой прямотой печальной истины и стихийностью душевного взлёта, в котором солдатские беды Твардовский берёт на себя. Твардовский заплакал из-за того лишь, что в этих строках выплеснулась прощальная молитва последнего расставания с теми многими, кто не пришёл с войны. Состоялось признание и стихотворений фронтовиков, иначе для чего бы великий Александр Трифонович доверил именно им потёртую записную книжку с простреленной песней «Я убит подо Ржевом»? Что-то близкое по содержанию к шедевру Александра Твардовского появлялось и в стихотворениях Вараввы:

Под Бреслау, за Одер-рекою,

Я, споткнувшись, на камни упал.

Не заметил, как в заревах боя

От сомкнувшейся цепи отстал.  

Я упал у разбитого дота

И в бессилье лежал до утра,                   

А родная гвардейская рота…

Где пехотная рота, сестра?..

     Новыми стихотворениями начинались страницы личной его судьбы, не схожей с другими. Расставаясь с армией весной 1950 года, Иван Фёдорович зашёл в Союз писателей Украины, чтобы взять рекомендацию для поступления в Московский литературный институт при СП СССР. На выходе его задержал известный поэт Владимир Сосюра. Он поинтересовался планами на будущее и снабдил рекомендательным письмом в адрес Константина Симонова: «Шановний Костя! Направляю до тебе талоновитого кубанського козака Iвана Варавву, який гарнi складає вiрши, але йому треба пiдучити теорiю та iсторiю у Лiтературнiм iнстiтутi. Допоможи хлопцевi. Обiймаю. Твiй Володимир Соссюра». До отъезда из Киева Варавва ещё раз встретил Сосюру на Владимирской горке, возле памятника Богдану Хмельницкому. Был он угрюм и неразговорчив. Они поздоровались, молча сошли вниз и снова вернулись на площадь, к памятнику. Иван спросил: - Что с вами? - Завтра читай газеты. Будет постановление ЦК КПУ. - Ну, так что? - Там я - украинский националист. - За что же? - удивлённо полюбопытствовал Иван Фёдорович. - За стихотворение «Любiть Україну». Война разбудила в человечестве многие таланты самых различных направлений, как и всякая трагедия народной жизни. Надеясь на удачу, заявление о поступлении в институт Варавва оставил в канцелярии, приложив к нему похвальные грамоты командования и Благодарственное письмо товарища Сталина за проявленное мужество в освобождении Варшавы. Разумеется, в студенческое личное дело военная грамота не подошла. Но при участии Александра Твардовского и Владимира Сосюры Иван был принят в Литературный институт им. Максима Горького при Союзе писателей СССР, с зачислением на третий курс очного отделения по переводу из Киевского университета им. Тараса Шевченко, где учился, сдавая экзамены экстерном, по совместительству с военной службой. Взяв в свои руки редактирование московского журнала «Новый мир», поэт Александр Твардовский из фронтовой творческой молодёжи формировал когорту новых писателей. На страницах журнала он часто публиковал произведения молодых. В февральском номере 1951 года напечатал и «Солдатские стихи» Вараввы. В 1953 году, на защите дипломных работ выпускников Литературного института Вараввиного курса, Александр Твардовский состоял в Государственной комиссии. В своём завершающем слове он особо отметил творчество Константина Ваншенкина и Ивана Вараввы. При отбытии Ивана Фёдоровича на Кубань Твардовский высказал: «…Не торопись. Не шуми!.. Хорошая песня рождается в тайне и в тишине, как самый дорогой подарок любимой женщине - без звона фанфар и барабанного боя». - Кажется, теперь ты окончательно решил свою судьбу? Доволен? - спрашивали товарищи. - Я свою судьбу давно уже решил. Поеду домой, в станицу, песни казачьи послухаю. Может, что и напишется! - отвечал он друзьям- однокурсникам. Жизненный выбор был сделан правильно. В дальнейшем, в своих рецензиях на выходящие в Москве и Краснодаре новые книги Ивана Вараввы, разные критики напишут о том, что Иван Варавва - один из наиболее известных поэтов Кубани, что он вносит свою лепту в развитие доброй традиции русской и советской поэзии… Киевское письмо Владимира Сосюры Константину Симонову Варавва не решился передать писателю лично и оставил его в правлении Союза писателей, на улице Воровского. Через многие годы на Кубани Иван Фёдорович был избран ответственным секретарём Краснодарской писательской организации. В эти времена вместе с партийным руководством края они проводили «Дни литературы на Кубани» с участием в работе гостей и с их выездом в города и станицы. Константин Михайлович Симонов попросил показать ему город Новороссийск, что Варавва и выполнил в исправности. В конце экскурсии они задержались у обгорелого, израненного пулями и осколками железнодорожного вагона-памятника, на пути 290-го Новороссийского мотострелкового полка Ивана Фёдоровича, атаковавшего в 1943 году вокзал и элеватор. Тронув побитый железом металл вагона, Симонов спросил: «А как же люди?..». Чтобы заполнить короткое молчание, Варавва тоже отвлечённо обратился к Симонову: не получал ли он в оные лета киевское письмо от Владимира Сосюры с просьбою помочь молодому фронтовому поэту «подучить теорию та историю в Литературном институте»? Константин Михайлович улыбнулся в усы, пристально разглядывая своего поводыря и собеседника: - Так это вы и есть тот библейский поэт Варавва? - Да, это я! - Помнится... Было такое письмо. Я позвонил тогда ректору Фатееву. Он обещал… А письмо это вместе с другой корреспонденцией - в моём архиве. У памятника-вагона, которого Иван Фёдорович не приметил тогда, в атаках на новороссийский вокзал и элеватор (на железнодорожном полотне подобных разбитых вагонов было множество), Симонов, озвучивая свои мысли, легонько толкнул Варавву в плечо, стихами обратился в прошлое: 

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,              

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя на груди?..

    Осмотрев город-герой Новороссийск с его достопримечательностями и десантную Малую землю, а также побывав в трудовых коллективах, участники «Дней литературы на Кубани» - писатели Москвы, республик Северного Кавказа, краёв и областей Центральной России, собрались на праздничный ужин в «Домике лесника», организованный властями города. Большой зал помещения был уставлен круглыми столиками, а несколько человек расположились за прямым столом вдоль стены - секретарь горкома КПСС Сорокин, Константин Симонов и Варавва как руководитель Кубанской писательской организации. Творческих личностей в зале собралось много. Все выпивали и закусывали, но официальная сторона «чаепития» и общение проходили сухо. Для того чтобы оживить зал, из «президиума» поднялся Константин Симонов, с тарелкой, на которой стояли три наполненные горилкой рюмки, и произнёс «шотландский» тост: «…За моего друга, талантливого писателя Адама Шогенцукова!». Под общее удивление седовласый Симонов картинно осушил все три сосуда. Благодарный, не отличающийся богатырским здоровьем Адам ответил Симонову взаимным вниманием из таких же, наполненных водкой рюмок, установленных на тарелке. Все находившиеся в зале писатели были не менее талантливы, чем Адам Шогенцуков, и предложенный классиком тост из трёх рюмок во славу ближнего, набирая массовость, пошёл по кругу, оживляя народ и развязывая ему язык. Секретарь Сорокин забеспокоился: - Надо как-то остановить…Писатели вкрай уголубятся! - А как остановить? Не знаю! - ответил Иван Фёдорович. - Вот вы и придумайте что-нибудь. Вы же фронтовик! Случайно на выручку пришла Варавве фраза, однажды вычитанная из газет, которую он и воплотил в тост, вобравший творческую стихию писателей в привычное русло: - За трудовые и боевые традиции жителей города Новороссийска!.. На разных курсах Литинститута в одно и то же с Вараввой время учились прозаики Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Владимир Солоухин, Борис Балтер, Василий Шкаев… Поэты - Сергей Орлов, Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Евгений Винокуров, Константин Ваншенкин, Василий Субботин, Владимир Фёдоров, Егор Исаев, Владимир Фирсов, Владимир Цыбин, Расул Гамзатов, Николай Старшинов. Выйдя из смертельного займища военных сгубленных лет в ослепление солнечного бытия, каждый из них мечтал о будущем. Ровно слагались стихи о весне и нерастраченной юности. Собирались воедино стихотворения «Слава полка» - о мирной воинской службе - в особый раздел для книги. На Втором Всесоюзном совещании молодых авторов, состоявшемся в Москве в 1951 году, в программном докладе «Молодая советская поэзия», опубликованном в «Литературной газете», докладчик Алексей Сурков говорил: «…Отвоевались мы, честно отвоевались в большой и победоносной войне, а потом армейская тема из круга нашего внимания ушла. А вот мы берём творчество значительного круга молодых поэтов - я имею в виду К. Ваншенкина, Е. Винокурова, И. Варавву, В. Фёдорова - и видим, что в сегодняшней армии есть много интересного и поэтичного». Современную, «сегодняшнюю» армию в послевоенные годы скрепляли именно они, фронтовики последнего призыва. Но живым оставалось живое. А им предстояло написать свою поэтическую историю Великой Отечественной войны. Высшей литературной школы - мало! Важно было найти самого себя, свой характер, язык и почерк. В русской поэзии имеются вершины, но нет в ней предела совершенству. Творческий взлёт безграничен. Однако он строго индивидуален! После состоявшегося в Москве совещания молодых авторов, в 1954 году в издательстве «Советский писатель» вышел в свет первый печатный сборник стихотворений Вараввы «Ветер с Кубани». В разные годы в издательствах «Воениздат», «Советская Россия», «Современник», «Молодая гвардия», «Советский писатель» в Краснодарском книжном издательстве и издательстве «Советская Кубань» опубликовано тридцать авторских поэтических книг. Зрелые фронтовые стихи без временной последовательности событий из пережитого и пройденного по войне создавались выборочно: «Медаль», «Князь Святослав», «Сапоги», «Тётка Параска», «Берлинская сирень», «Оксана», «Две жены»… К ним Иван Фёдорович пришёл от песенно-народной прозрачности и простоты, через познание сложных форм поэзии. Трудный в своём самобытном творчестве поэт Леонид Мартынов в сборнике «День поэзии» того времени, цитируя стихотворение «Наёмный капитан», пишет: «- О ком это? - О бельгийском наёмнике в Конго. - Кто так взволнованно написал? - Кубанец Иван Варавва!». Что могло взволновать в стихотворении Ивана Фёдоровича очень своеобразного мастера поэтического пера Леонида Мартынова? Может быть, замысел, а возможно, стихийное попадание в нагнетание образности по-мартыновски?..

…Везут бананы, амулеты

Для экзальтированных дам.

Свинец холодный к пистолетам,

Ковры и шкуры городам.  

И золото, чтобы не блекли

Короны, троны, вензеля,            

А позади в огне и пепле

Дымится чёрная земля

     Или же Мартынову пришлась по душе удачная концовка стихотворения?

Лежит недвижимый.

Убит он! Судьба - история сама,   

И солнца падающий слиток

акрыла пальмовая тьма

    Главные летописцы войны - Твардовский, Симонов, Сурков, Исаковский, Шолохов, Эренбург - входили в батальную тему зрелыми писателями. На фронтах они были закреплены корреспондентами газет и журналов. Окопников же призвала в поэзию судьба. Их слово нарождалось в трудностях, как плавка в доменной печи. Читателям приглянулось стихотворение из фронтовой лирики «Две жены». История создания этого произведения своеобразна. В центре его солдат и две девчонки – медсестра и радистка. Молодость, тяжкий военный быт, жизнь-полушутка, проходящая в полевых условиях, рядом со смертью!.. Венчает замысел счастливый конец произведения. Всё взято из реальной действительности. Что-то поэтически приукрашено, чуть приподнято. С первых четверостиший увлекает запев:

Ох и славные ж девчата

Настоящие друзья

Были Ната из санбата

И радистка Шаргия...

      Как автор журнала однажды Иван Варавва зашёл в редакцию «Октября», возглавляемую Всеволодом Кочетовым, и неожиданно угодил к празднеству по случаю Международного женского дня 8 Марта. На нем присутствовали московские поэты, член редколлегии Семён Бабаевский и высокий гость из Болгарии, помощник по культуре Живкова, Димитр Методиев - однокурсник Вараввы. Поэты читали для женщин по одному стихотворению. Стихотворение «Две жены» Ивана Фёдоровича пришлось по душе всем. Главный редактор высказал намерение опубликовать стихотворение в журнале «Октябрь». Посчитав это дежурной праздничной признательностью и не придав разговору значения, на другой день Варавва гостил у земляка Семёна Бабаевского. Всеволод Кочетов по телефону разыскал Иван Фёдоровича на квартире Бабаевского и затребовал стихи в номер, которые и были напечатаны со ссылкой: «Опубликовано на Кубани в 1962 году, в сборнике «Девушка и солнце». Московский поэт Николай Доризо в предисловии к сборнику «Соколиная степь», оценивая достоинства произведения, пишет: «Стихи «Две жены» - стихотворение, на мой взгляд, удивительное! Я думаю, что если перечесть всю мировую поэзию народов других стран о войне, то вряд ли где-нибудь можно обнаружить подобную ситуацию, подмеченную автором».

рейтинг: 3.4/10 ( всего 103 голоса)

Пожалуйста, оставьте свой комментарий к данной статье
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной статье.

Количество просмотров: 9663

Рекомендуем наиболее читаемые ссылки:
Вехи творческого пути [9663]
[233]
Поэтическая палитра Ивана Вараввы [1529]

Ключевые слова для данной страницы: Иван, Варавва, писателей, Симв, Твардовский, Ивана, Владимир, стихотворение, году, Федорович, поэт, письмо, произведения, Федоровича, молодых
Версия для печати
Новости в формате RSS

2020-08-14«ГЕРОЕВ ПОНИМАЮ Я, ГЛАЗАМИ АВТОРА ВСЕ ВИЖУ…»

Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Вараввы подготовила Сборник работ участников литературно-творческого конкурса в рамках библиотечного Интернет-форума «Молодой герой в литературе моей страны» (2019 год). ...


2020-08-06Великие герои Великой Победы

В этом году наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К этой знаменательной дате издательство "АСТ" выпустило специальную серию "75 лет Великой Победы". Она включает документальную литературу о самых масштабных ...


2020-08-05«Великий реалист»

Илья Ефимович Репин принадлежит к числу самых ярких мастеров не только отечественной, но и мировой художественной культуры. Его творчество традиционно считается самым полным проявлением реализма в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века...


2020-08-04Подведены итоги краевой библиотечной онлайн-акции #Времячитать!

Краснодарская краевая юношеская библиотека им. И.Ф. Вараввы подвела итоги краевой библиотечной онлайн-акции #Времячитать! Она проходила в социальной сети Instagram с 22 мая по 31 июля 2020 года с целью продвижения чтения как интересного, познавательного и...


2020-08-04Новые поступления

Поступления художественной литературы и литературы по отраслям знаний (аннотированные списки) в фонд Краснодарской краевой юношеской библиотеки имени И.Ф. Вараввы в июле 2020 года....


2020-08-04Решение о переносе XX-ой Международной конференции "Через библиотеки – к будущему" на сентябрь 2021 года

В Краснодарском крае режим "Повышенная готовность" продолжает действовать до 21 августа 2020 г., продлены ограничительные меры в части запрета проведения деловых мероприятий с очным присутствием граждан свыше 100 человек. В связи с этим и во избежание ...


2020-07-31Библиотеки Кубани – молодежи: современные практики работы Информационно-методические материалы

Продвижение книги и чтения остается основным направлением в деятельности каждой библиотеки, и в первую очередь оно направлено на молодого читателя. В пособии отражен актуальный опыт работы библиотек Кубани в информационно-библиотечном обслуживании ...


2020-07-31Обзор деятельности общедоступных (публичных) библиотек Краснодарского края по библиотечно-информационному обслуживанию молодежи в 2019 году

В 2019 году библиотечно-информационное обслуживание молодежи Краснодарского края было ориентировано на улучшение качества библиотечных услуг по удовлетворению ее информационных, образовательных, интеллектуальных и досуговых потребностей....


2020-07-31Красота мира глазами Алексея Саврасова

Алексей Кондратьевич Саврасов – великий русский русский художник, создатель русского лирического пейзажа, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств, автор многочисленных полотен, в числе которых ...


2020-07-28Отдел комплектования рекомендует научно-популярную литературу по истории медицины

Медицина как область человеческой деятельности по своей сути интернациональна. Все народы мира внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие. Предлагаемые книги разъяснят вам достижения и открытия в области медицины, покажут взаимодействие врач...



Rambler's Top100
Яндекс цитирования